К ЮБИЛЕЮ МИНСКОЙ ОБЛАСТИ

27.12.2022
ИНТЕРВЬЮ С ЗАСЛУЖЕННЫМ РАБОТНИКОМ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, ДЕПУТАТОМ V СОЗЫВА ПАЛАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ТАИСОЙ ИВАНОВНОЙ ДАНИЛЕВИЧ

Таиса Ивановна, Вы успешно руководили системой образования Минщины без малого 11 лет. Что, на Ваш взгляд, позволило области выйти на лидирующие позиции по всем направлениям развития образования?

В то время среди регионов было два явных лидера – мы и Гродненская область. Нам удавалось не только стабильно сохранять позиции по всем показателям, но и обеспечивать постоянное повышение качества образования. Наша успешность определялась, прежде всего, наличием ответственных и квалифицированных кадров, принятием нестандартных эффективных управленческих решений. И, естественно, мощной поддержкой со стороны районных и Минского областного исполкомов, Министерства образования. Министры образования Петр Иванович Бригадин, Александр Михайлович Радьков, Сергей Александрович Маскевич регулярно присутствовали на наших августовских конференциях, активно участвовали в обсуждении наших насущных проблем и перспектив развития образования области. Александр Михайлович Радьков отзывался о нас как о «пионерах» в создании и развитии новых форм взаимодействия всех субъектов образовательного пространства.

В качестве примера можно назвать областные родительские собрания, опыт проведения которых был распространен и на другие регионы республики. В рамках собраний организовывались кустовые, межрайонные встречи с родителями, учащимися, учителями в формате открытого диалога. Мы честно и открыто обсуждали самые волнующие проблемы и вопросы. Может быть, какие-то из них нам и не нравились, но их обсуждение позволяло нам видеть систему глазами учителя, ученика, родителя. В осуществлении образовательной политики мы всегда исходили из того, что школа – учреждение государственное, а учитель – носитель его идеологии. Если родитель получит должное внимание, заботу со стороны школы, то он будет воспринимать ее как заботу государства именно о нем и его детях. И, следовательно, будет свое государство ценить, уважать и, в случае необходимости, защищать.

Мы первыми в республике стали активно проводить оптимизацию учебных заведений. Начиная с 2003 года в области стали появляться образовательные учреждения нового типа, реорганизовывались профессионально-технические учреждения, создавались условия для подготовки квалифицированных специалистов по различным профессиям. В связи с возрастающей потребностью аграрного сектора области в кадрах Леонид Константинович Заяц (заместитель председателя Минского облисполкома – председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию) в 2004 г. на одном из заседаний в облисполкоме поставил перед нами задачу подготовки специалистов для сельского хозяйства. И хочу с удовлетворением констатировать, что мы с поставленной перед нами задачей успешно справлялись.

Иногда нам приходилось отстаивать интересы образования области в ходе достаточно напряженных дискуссий на республиканском уровне. Одним из таких примеров является рассмотрение вопросов реорганизации региональных ИРО, в ходе которой мы могли потерять свой институт. Однако нам удалось отстоять свою позицию, благодаря в том числе и личной поддержке председателя облисполкома Николая Федоровича Домашкевича, который считал, что постоянное повышение профессионального уровня педагога является определяющим условием развития и совершенствования системы областного образования. С согласия облисполкома мы существенно увеличили штатное расписание института за счет введения дополнительных ставок методистов, преподавателей, медицинского персонала. В институте начали готовить собственные научные кадры. По мнению ректора института А. И. Гиро, кафедры института должны комплектоваться не за счет вузовских преподавателей, а посредством привлечения к преподавательской работе методистов, имеющих успешный опыт практической учительской деятельности. Он считал, что преподаватель кафедры должен сформироваться в рамках института, в том числе и в научном плане. Мы поддерживали такую установку и оказывали всяческую поддержку институту в создании условий для подготовки его работниками диссертационных исследований и их защите. Более десятка методистов и преподавателей института получили научную степень и ученое звание, без отрыва от практической деятельности. В институте было создано редакционно-издательское подразделение и налажено издание методической литературы. Принятые нами меры по совершенствованию кадрового потенциала института, укреплению его учебной и оздоровительной базы позволили ему внести существенный вклад в развитие интеллектуального потенциала нашего региона.

Особое внимание облисполкомом было уделено укреплению материально-технической базы профилактория при областном институте развития образования. Наши учителя стали получать более качественные медицинские и оздоровительные услуги во время повышения квалификации. Мы всегда придерживались установки, что профилакторий выполняет не только оздоровительную, но и важнейшую идеологическую функцию. Здоровый учитель и здоровый ученик – понятия неразделимые. После курсовой подготовки в школы области возвращаются оздоровившиеся педагоги, благодарные государству за эту возможность.

Минский облисполком всегда оказывал поддержку сельскому ученику, учителю. По поручению губернатора Николая Федоровича Домашкевича был открыт лицей для одаренных детей из сельской местности, что позволило сельским ребятам и педагогам успешно реализовывать свои способности и добиваться высоких образовательных результатов. У истоков лицея стоял неординарный человек, талантливый руководитель и педагог Владимир Михайлович Хиневич, который всегда имел собственное мнение и умел его отстаивать.  Интересы государства и общества у него всегда были в приоритете.

В области по инициативе областного управления образования создавались детские и молодежные парламенты, реализовывались другие нестандартные проекты, которые объединяли тысячи педагогов, руководителей, учащихся и их родителей. Один из примеров, когда административное решение превратилось в коллективное творческое дело, – создание в 2005 году областного информационно-методического журнала «Образование Минщины». Все районы, большинство учреждений образования и многие педагоги приняли участие в разработке концепции журнала, логотипа, рубрик. Сотни предложений с мест рассматривались и обсуждались в конкурсной комиссии, созданной при областном управлении образования. В результате этот действительно уникальный проект был реализован, а журнал стал действенным инструментом управления развитием образования и мощным имиджевым ресурсом для работников системы.

Воспитание гражданина, патриота, труженика всегда было у нас в приоритете. В это время нами было открыто областное кадетское училище, которое сегодня успешно ведет подготовку кадров для силовых структур, воспитывает патриотов, защитников Отечества. Много внимания мы уделяли организации трудового воспитания во всех учреждениях образования области, но работу с воспитанниками школ-интернатов рассматривали в качестве особого приоритета. Мы исходили из того, что в труде важна преемственность, а кто научит трудиться ребенка, воспитывающегося без родителей? Кроме работников самих интернатов и представителей социума и некому. Исходя из этого, мы создавали при школах-интернатах животноводческие и растениеводческие структуры, в которых ребята постигали науку труда. Многие из них со временем осваивали аграрные профессии, находили себя в жизни.

Масштабному и перспективному проекту по формированию экономического мышления и финансовой грамотности учащихся задал импульс председатель Минского облисполкома Борис Васильевич Батуро. Когда я обратилась к нему за помощью по укреплению материально-технической базы учреждений, то Борис Васильевич спросил: «А сколько % от бюджета они зарабатывают? Если заработают 10 % и более, то выделим средств, сколько нужно». И бросил реплику: «А почему бы не создать в области бизнес-компании? А как это сделать – обратитесь к Турчину». Александр Генрихович Турчин работал тогда в облисполкоме председателем комитета по экономике, и мы с ним почти каждый день обсуждали механизмы погружения учащихся в реальный бизнес. В течение двух недель поручение губернатора было выполнено: проект по реализации бизнес-идей учащихся был разработан. И сегодня я благодарна руководству облисполкома за поддержку образования, прямое содействие в развитии практических предпринимательских навыков учащихся. Все проводимые в регионе мероприятия в этом направлении – с экономическим содержанием, практического характера.

Таиса Ивановна, первым из всех факторов успешности системы образования Вы назвали кадры. Почему?

Здесь ответ очевиден: результатов не было бы, если бы не было ответственных и высококвалифицированных кадров. Тщательный подбор, я бы сказала, отбор, и обучение кадров были первостепенными задачами управления. Это позволило создать в области стабильный и эффективный управленческий корпус. Мне посчастливилось работать с такими заместителями, как Н. Н. Башко, Н. П. Кулеш, Л. Э. Малец, Г. Н. Казак, О. А. Семенчук. Это управленцы с аналитическим мышлением, умеющие видеть перспективу и принимать на себя ответственность за результат. Сегодня не без гордости говорю: наше управление было своеобразной «кузницей кадров». Немало выходцев из нашей системы успешно работают на самых ответственных должностях в органах государственной власти, например, мои заместители Галина Николаевна Казак – советник департамента гуманитарного сотрудничества, общеполитических и социальных проблем исполнительного комитета СНГ, Николай Николаевич Башко – начальник главного управления по образованию Минского облисполкома.

Многие руководители районных образовательных систем внесли существенный вклад в наш общий успех: В. Е. Казючиц, С. Я. Воронько, В. М. Бадеев, Т. Г. Ефимова, С. В. Глебович, И. Ф. Драпеза, Н. И. Маскевич, И. А. Цыбулько, Ю. И. Ларичев, И. А. Дерман, Е. В. Клишевич, М. А. Драбатович, А. Н. Климович, Л. Е. Трофимчик, Е. А. Мелешкевич, В. В. Остапенко. Отдел образования Дзержинского района под руководством В. И. Матусевича был признан лучшим в республике.

Особая роль в развитии системы принадлежит руководителям учреждений среднего специального образования педагогического профиля Е. В. Журавлёвой (Несвижский государственный колледж имени Якуба Коласа), Т. М. Бородко (Солигорский государственный колледж), которые помогли нам сохранить данные учреждения в системе образования области. Именно эти учреждения стали фундаментом, наличие которого в значительной мере обеспечивало кадровую стабильность всей системы образования Минщины. И, прежде всего, дошкольного и начального образования.

Хочется отметить также руководителей учреждений образования, внесших значительный вклад в развитие образования области: Н. Н. Грищенко, Т. Н. Прокопенкова, Н. И. Апанасевич, Н. П. Устюшенко, В. М. Каштальян и В. Н. Каштальян, О. И. Синькова, В. П. Хатеев, Р. Г. Казанович, В. В. Рыжих, Ж. А. Воробей, А. А. Кисель. А также Л. Э. Бачило – директора гимназии № 1 г. Борисова (лучшего учреждения в республике). Принимая участие в различных мероприятиях на базе Боровлянских средних школ № 3 и № 2, заметила, что руководители А. П. Королевич и Е. А. Хиля отличаются креативностью, экономическим мышлением, умением грамотно реализовывать ресурс современного учреждения.

Мы можем гордиться достижениями системы профессионального образования Минской области. Имена таких руководителей учреждений профессионального образования, как Н. В. Ковальчук, А. Ф. Петкевич, И. С. Китиков, А. К. Шахотько, хорошо знают в области и за ее пределами. А Слуцкий государственный колледж под руководством Б. Б. Блахина стал одним из лучших учреждений в республике.

Специальное образование – одно из наиболее приоритетных направлений развития областной образовательной системы. Мы обеспечили повышение его качества за счет развития системы интегрированного обучения и воспитания, инновационных подходов. Создали оптимальную сеть учреждений, реализующих программы специального образования, подготовили профессиональные педагогические кадры, способные удовлетворить потребности всех категорий детей с особенностями. В развитии специального образования особая роль принадлежит Н. К. Викторовской. В тесном партнерстве с управлением образования Миноблисполкома успешно реализовывался проект «Детская деревня Истоки» (руководитель учреждения С. В. Алейчик).

Конечно же, мне хочется назвать не десятки, а сотни и тысячи имен руководителей, педагогов, труд которых позволил нам добиваться высоких результатов. К сожалению, в интервью это сделать нереально.

Вы прошли профессиональный путь от учителя – до государственного деятеля? Как проходило Ваше становление как руководителя? Как формировались Ваши установки, мировоззрение?

Роль учителя в жизни каждого из нас переоценить сложно. Как говорится, все мы родом из детства. Мы все помним своих учителей, которые помогали нам становиться успешными. Думаю, что у меня, как и у большинства моих коллег, путь в педагогическую профессию начался не с профильного ВУЗа и не с первого рабочего места, а гораздо раньше. Во время учебы в Ногородовичской средней школе Дятловского района Гродненской области меня окружали учителя, искренне влюбленные в свое дело. Они учили нас сразу всему: дружбе, взаимовыручке, аккуратности, учили познавать новое, думать, учили учиться. В каждом из нас они видели личность. Именно мои школьные учителя рассмотрели во мне лидерские качества и помогли им развиться. Считаю, что нет ничего важнее, чем учить детей, делиться с ними своим опытом и знаниями. Поэтому у меня не было сомнения в выборе профессии. После окончания Минского государственного педагогического института имени А. М. Горького я пришла работать в Челонецкую начальную школу Солигорского района. И мне посчастливилось, что рядом со мною оказались опытные, профессиональные наставники, оказавшие мне как молодому специалисту грамотную поддержку. Именно от них я восприняла установку, что каждый на своем месте должен делать все, что от него зависит, чтобы слово «учитель» ассоциировалось с понятием «тот, кто нас выводит в люди».  

Мое управленческое формирование и становление начиналось в средней школе № 1 г. Солигорска, в которой я стала работать заместителем директора по воспитательной работе. Директор школы Надежда Ивановна Болотевич – мой первый наставник на этом поприще и учитель на всю жизнь. Она грамотно расширяла горизонты моей ответственности, нацеливала на системное видение процессов. Под ее руководством я прошла хорошую школу взаимодействия с широким кругом общественности и социальными партнерами, что, несомненно, помогло мне в работе на должностях заведующего отделом организационно-кадровой работы, заведующего отделом образования Солигорского горисполкома, председателя Солигорского городского Совета депутатов, начальника управления образования Минского облисполкома. Серьезное влияние на мое становление как управленца оказал и вице-премьер правительства Анатолий Николаевич Тозик. И, конечно же, Александр Григорьевич Лукашенко, который для меня всегда был и остается примером государственного подхода, управленческой воли, любви к стране и людям. Причем примером на любой должности, в том числе и на посту заместителя председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Национального собрания.

Таиса Ивановна, Вы являетесь Заслуженным работником образования Республики Беларусь, отмечены самыми высокими государственными наградами, в том числе и непосредственно Главой государства. Естественно, Ваше мнение как человека государственного масштаба для коллег интересно и ценно. Какие качества Вы больше всего цените в учителях и руководителях учреждений образования?

Считаю, что самое главное для учителя – это любить и понимать детей, умело сочетать требовательность и доброту. Ценю постоянное саморазвитие, профессионализм, верность своему делу. Не менее важно умение учителя четко планировать свой рабочий день, быть собранным, организованным, иметь выдержку и самообладание, уметь строить отношения в коллективе. Для хорошего учителя не бывает плохих детей, а следовательно, – не бывает и плохих людей. Все зависит от умения учителя взаимодействовать с окружающими.

Педагог призван не только обучать, но и воспитывать человека на старте его жизненного пути, а для этого мало иметь только профессиональные знания и умения. Надо еще и быть человеком щедрой души, любить детей, уметь в любом ребенке разглядеть и открыть таланты. Для настоящего учителя чужих детей не бывает – они все для него свои, родные. И если педагог выбрал работу по призванию, то вера в важность своего дела поможет ему двигаться дальше.

Для меня особую ценность имеет то, что проверено временем. Радует, что сегодня в школу вернулись важнейшие нравственные ориентиры. Возрождается военно-патриотическое направление, возрастает роль патриотического воспитания с опорой на историческое прошлое, трудовую деятельность, культурные традиции нашего народа. Сегодня вопросы воспитания гражданственности и патриотизма – в центре внимания государства. Считаю патриотическое воспитание одной из главных задач школы. И реализовывать ее достойно может только тот, кто сам является истинным патриотом, кто искренне любит свою страну и свой народ. Нам есть у кого этому поучиться.

Быть руководителем – непростая доля. Прежде всего, это личная ответственность за все происходящее. Руководителю необходимо обладать государственным мышлением. Как говорит Президент, каждый руководитель, какой бы пост он ни занимал, должен быть убежденным государственником в самом лучшем смысле этого слова. Также, на мой взгляд, руководитель должен сочетать два умения: умение подчиняться и умение подчинять. Для меня это аксиома. И как свидетельствует мой опыт, именно это обеспечивает прежде всего устойчивость системы управления. А в условиях стабильности всегда найдется место и время для творчества – было бы желание.

Ваши пожелания в преддверии 85-летия Минской области.

Успехи региона напрямую связаны с успешным развитием образовательной сферы. Пусть ваше трудолюбие, дорогие коллеги, высокий профессионализм, стремление постоянно совершенствовать результат и ставить перед собой новые цели позволяют нам гордиться Минской областью, верить в ее потенциал и быть уверенными в ее будущем.

Желаю всем жителям, труженикам и гостям нашей области здоровья, благополучия и успеха! Желаю мира, согласия, счастья в каждом доме! Огромных возможностей каждому, кто любит Минщину и вносит вклад в ее процветание!

 

Беседовала Людмила Курильчик