Повышение квалификации «Организационно-содержательные аспекты профилактики девиантного поведения детей и подростков»
30.06.2021Разбираться стали в теме «Организационно-содержательные аспекты профилактики девиантного поведения детей и подростков», так как при характеристике поведения одного человека либо группы лиц значимым является понятие нормы.
Отклонение от норм, прежде всего, социально-психологических и нравственных, выступает, согласно большинству исследователей, главным критерием девиантного поведения. Необходимость организации профилактической работы связана с распространением различных форм девиантного поведения среди несовершеннолетних.
Превенция (профилактика, предупреждение) наряду с интервенцией (преодолением, коррекцией, реабилитацией) выступает одним из двух основных направлений психолого-педагогической помощи. Эффективность профилактических мероприятий напрямую зависит от форм и методов, применяемых специалистами СППС. Значимость профессионально оказанных профилактических мероприятий определяет роль повышения профессиональной компетентности специалистов.
В повышении квалификации в очной (дневной) форме приняли участие педагоги-психологи учреждений образования, педагоги социальных учреждений образования и социально-педагогических учреждений Минской области.
В ходе повышения квалификации слушатели систематизировали и углубили имеющиеся теоретические знания нормативных правовых, организационных и содержательных аспектов профилактики девиантного поведения детей и подростков, выработали практические умения оказания профессиональной помощи субъектам образовательных отношений в вопросах предупреждения отклонений в поведении несовершеннолетних.
Программу повышения квалификации реализовывали ППС кафедры психологии и управления и приглашенные специалисты-практики, имеющие большой опыт практической деятельности.
На лекциях Наталия Петровна Жибуль, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и управления Института раскрыла суть и специфику девиантного поведения детей и подростков, остановилась на сущности профилактики девиантного поведения детей и подростков.
Вопросы эффективного осуществления профессиональной диагностики освещены Аллой Владимировной Галузой, кандидатом психологических наук, доцентом, доцентом кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук УО «Белорусский государственный университет». А на тематической дискуссии по проблеме профилактики употребления алкоголя и психоактивных веществ в детско-подростковой среде, проведенной под руководством Елены Сергеевны Лиля, врача психиатра-нарколога УЗ «Городской клинический наркологический диспансер» г. Минска, и Наталии Петровны Жибуль, слушатели смогли не только сопоставить имеющиеся идеи, убеждения и мнения, но и выявить возможности традиционных и авторских концепций первичной, вторичной и третичной, общей и специальной профилактики.
В деловую игру по проблемам психологического консультирования личности, склонной к девиантному поведению, слушатели погрузились под руководством Ирины Викторовны Ботяновской, старшего преподавателя кафедры психологии и управления МОИРО, магистра педагогических наук, и Виталия Анатольевича Ботяновского, практического психолога, гештальт-терапевта, супервизора.
Тренинг по конструктивному разрешению конфликтов с субъектами образовательных отношений со слушателями провели старшие преподаватели кафедры психологии и управления Нина Ивановна Кашкан и Елена Ивановна Зенько. Кроме того, слушатели повышения квалификации имели возможность на практических занятиях поработать над вопросами сохранения и укрепления психологического здоровья детей и педагога (учебное занятие проведено Ниной Ивановной Кашкан) и профилактикой эмоционального выгорания педагога-психолога, педагога социального (учебное занятие проведено Еленой Ивановной Зенько).
Актуальные вопросы нормативного правового обеспечения профилактики девиантного поведения, прикладные аспекты осуществления социального расследования, а также профилактики противоправного поведения детей и подростков раскрыты на учебных занятиях Натальей Ивановной Кунцевич, методистом Центра координации дополнительного образования взрослых, профилактики буллинга в школьной среде – Наталией Петровной Жибуль, методикой проведения психологического просвещения родителей, а также формами и методами профилактики преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних – Татьяной Леонидовной Коношонок, педагогом-психологом ГУО «Жодинский социально-педагогический центр», раннего выявления и профилактики риска суицидального поведения у детей и подростков – Виталием Анатольевичем Ботяновским.
Во внеурочное время проведены индивидуальные консультации по запросам слушателей, ППС собран электронный «ресурсный чемоданчик».
Итоговая рефлексия, организованная куратором повышения квалификации Ириной Викторовной Ботяновской, показала актуальность и практико-ориентированную направленность повышения квалификации, удовлетворение содержанием и формами учебных занятий, уровнем преподавания и социально-психологическим климатом учебной группы.