В саду под Минском реализуется экспериментальный педагогический проект по STEAM-образованию

19.11.2020
В детском саду №2 деревни Копище Минского района уже второй год апробируется уникальный педагогический проект под названием «Использование элементов STEAM-образования в познавательной деятельности воспитанников для развития интеллектуальных способностей». О том, в чем его суть и почему его стоит массово внедрять в дошкольных учреждениях?

Слово STEАM у многих на слуху, но, возможно, не все знают его перевод. Если разложить по буквам, то получается, что S – Science (естественные науки); T – Technology (технологии в общем смысле, не только компьютерные); E – Engineering (проектирование, дизайн, инженерное творчество); M – Mathematics (математика); А – Art (искусство). Говоря простым языком, в STEАM входят одни из самых востребованных сегодня дисциплин. Таким образом, STEAM-образование отвечает запросам современного общества: делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, создает благоприятные условия для развития интереса к естественным и техническим дисциплинам.

Педагог-психолог детского сада № 2 деревни Копище Татьяна Почетовская преподает STEАM детям уже не первый год. Правда, раньше работала не с малышами, а со школьниками.

— В деревню Копище я переехала из Светлогорска чуть больше года назад, устроилась в местный детский сад педагогом-психологом. А до этого работала в школе, где реализовывался проект по STEАM-образованию, в 2018 году в республиканском конкурсе «Хочу учиться в STEM-классе» учреждение заняло первое место, — рассказывает Татьяна Почетовская. — Муха Елена Анатольевна, заведующий дошкольного учреждения, очень творческий, инициативный человек и естественно с первых дней она заинтересовалась опытом моей работы и предложила разработать педагогический проект по STEАM-образованию для дошкольников. Тем более в белорусских детских садах STEАM-образование внедрено точечно, а в России даже существует соответствующая программа, по которой работают с малышами.

Пока что в детском саду № 2 пилотный проект апробируется только в одной группе. Рассчитан он на 3 года — как раз до выпуска ребят в школу. Основная идея проекта — в создании благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей детей. Занятия у детсадовцев проводятся дважды в неделю: по понедельникам акцент делается на развитие математических способностей и конструирование, по пятницам — на экспериментирование, точные науки, проведение опытов.

— Поскольку внимание у дошкольников не устойчивое и их интереса обычно хватает на 3-5 минут, то строим занятие блоками, — рассказывает Татьяна Почетовская. — Благо, в STEАM много разнообразных направлений и видов деятельности — можно поработать и с конструктором, и на геоборде, и с интерактивом.... Дети также очень любят экспериментировать с объектами живой и неживой природы. Например, изучать свойства воды. Пожалуй, опыты — самое любимое у них.

STEАM-занятия проходят на втором этаже группового помещения средней группы — STEAM-лаборатории, где есть все необходимое: интерактивная доска, ноутбук с выходом в интернет, уголок для экспериментальной деятельности, конструкторы, геоборды, оборудование для проведения опытов. Помимо этого, дошкольное учреждение оснащено 3 интерактивными панелями, интерактивным столом, цветным принтером, ксероксом, ламинатором. В планах учреждения — приобрести еще и 3D-принтер.

— В чем плюсы STEAM-образования? Во-первых, ребята начинают понимать, как можно применить научные методы на практике. Во-вторых, у них повышается уверенность в своих силах. В-третьих, они учатся активной коммуникации и командной работе. В-четвертых, у них просыпается интерес к техническим дисциплинам, проектной деятельности. В-пятых, они начинают аналитически мыслить, у них развивается инженерное мышление и творческое воображение. В-шестых, они становятся более успешными в школе, — перечислила основные преимущества STEAM-образования педагог-психолог.

Кстати, заинтересованность к проекту проявили и родители. Мамы и папы воспитанников стали инициаторами проведения ежегодного конкурса «Я изобретатель», в котором активно участвуют вместе со своими детьми. Не остались в стороне и воспитатели. Они разработали серию занятий по LEGO-конструированию для воспитанников экспериментальной группы. Кроме того, дети из других групп, не задействованных в проекте, могут дважды в неделю посещать кружок по STEAM-образованию. Он хоть и платный, но очень востребован у родителей.

По словам педагога-психолога, в настоящее время STEАM — один из главных трендов в мировом образовании. Благодаря стремительному развитию технологий появляются новые профессии, соответственно становятся более востребованными специалисты STEАM.

— Японцы считают, что STEAM-образованием нужно начинать заниматься с самого раннего возраста. По их мнению, той же робототехникой (а страна восходящего солнца является лидером в этом направлении) начинать изучать его в 3 года уже поздно, — рассказывает Татьяна Почетовская. — К тому же, по данным статистики, уровень спроса на STEAM-профессии за последние 10 лет возрос на 17%. И уже в ближайшем будущем в мире будет резко не хватать инженеров, специалистов высокотехнологичных производств и т.д., а в отдаленном времени у нас появятся профессии, связанные с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками, в особенности будет большой спрос на специалистов по био- и нанотехнологиям. Специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии, естественных наук и инженерии. Поэтому чтобы быть востребованным в будущем, STEAM-образование следует внедрять в детских садах уже сегодня.

Возможно, в скором времени другие дошкольные учреждения переймут опыт детского сада № 2 деревни Копище. До окончания экспериментального проекта осталось полтора года, и если он будет признан успешным, его планируется распространить в массовую педагогическую практику.

Юлия Брожина

Фото автора

Фотогалерея: