Состоялось повышение квалификации «Формы и методы работы с семьей по профилактике зависимого, созависимого поведения»

28.06.2021
В Минском областном институте развития образования состоялось повышение квалификации «Формы и методы работы с семьей по профилактике зависимого, созависимого поведения» педагогов-психологов учреждений общего среднего образования.

Состояния зависимости и созависимости не являются врожденными, а приобретаются личностью в процессе ее развития. Зависимость, созависимость ведут к нарушению функционирования семьи. В свою очередь, дети, растущие в таких семьях, сами становятся носителями черт зависимости и созависимости. В этой связи значимость своевременно профессионально оказанных превентивных мер определяет роль повышения профессиональной компетентности педагогов-психологов в вопросах осуществления работы с семьей по профилактике зависимого, созависимого поведения.

В повышении квалификации приняли участие 25 педагогов-психологов учреждений общего среднего образования Минской области. В ходе повышения квалификации слушатели систематизировали и углубили имеющиеся знания в вопросах работы с семьей по профилактике зависимого, созависимого поведения, ознакомились с эффективными психолого-педагогическими практиками, приобрели практические умения и навыки, необходимые для осуществления профессиональной помощи семьям, приняли участие в профессиональном общении с коллегами.

Программу повышения квалификации реализовывали ППС кафедры психологии и управления и приглашенные специалисты-практики, имеющие большой опыт практической деятельности в вопросах работы с семьей по профилактике зависимого, созависимого поведения.

На лекциях Елена Сергеевна Лиля, врач психиатр-нарколог УЗ «Городской клинический наркологический диспансер» г. Минска, и Ирина Викторовна Ботяновская, старший преподаватель кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования раскрыли теоретические аспекты зависимого и созависимого поведения личности.

На круглом столе слушатели смогли углубить и систематизировать знания в вопросах нормативного правового обеспечения деятельности педагога-психолога (учебное занятие проведено Натальей Ивановной Кунцевич, методистом центра координации дополнительного образования взрослых, и Наталией Петровной Жибуль, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры психологии и управления Института).

Вопросы осуществления диагностики семьи в ситуации зависимости, созависимости осветила Алла Владимировна Галуза, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук УО «Белорусский государственный университет».

Возможности психологических трансформационных игр в работе с зависимой, созависимой личностью слушатели освоили совместно с практическим психологом, гештальт-терапевтом Татьяной Владимировной Левиной, а ресурсы метафорических ассоциативных карт в выявлении и коррекции зависимого, созависимого поведения – с практикующим психологом, магистром психологических наук Натальей Васильевной Гребенюк.

В тренинговой работе слушатели получили возможность поработать над формированием собственной толерантности к неопределенности при работе с семьей в ситуации зависимости, созависимости, под руководством практических психологов, гештальт-терапевтов Александра Францевича Ивашкевича и Виталия Анатольевича Ботяновского, над профилактикой профессиональной деформации – под руководством Анны Павловны Гурко, кандидата психологических наук, доцента, и Наталии Петровны Жибуль кандидата педагогических наук, доцента.

Содержанием деловых игр, как известно, является имитация реального процесса работы. Моделирование индивидуальной работы по профилактике зависимого, созависимого поведения в деловой игре слушатели имели возможность осуществить совместно с Татьяной Леонидовной Коношонок, педагогом-психологом ГУО «Жодинский социально-педагогический центр», а также со старшими преподавателями кафедры психологии и управления МОИРО Еленой Ивановной Зенько и Ниной Ивановной Кашкан. Проектирование групповых занятий по профилактике зависимого, созависимого поведения осуществлялось под руководством Елены Николаевны Богомоловой, психолога реабилитационной программы «Крок» 6 отделения УЗ «Городской клинический наркологический диспансер» г. Минска, и Ирины Викторовны Ботяновской, старшего преподавателя кафедры психологии и управления МОИРО.

Кроме того, на практических занятиях по выбору слушателями были отработаны вопросы профилактики и психологической коррекции зависимого пищевого поведения, виртуальных зависимостей, алкоголизма, синдрома взрослых детей алкоголиков и др.

Во внеурочное время со слушателями проведены индивидуальные консультации по запросам слушателей.

Во время заключительной рефлексии, организованной старшим преподавателем кафедры психологии и управления Института Ириной Викторовной Ботяновской слушатели отметили актуальность программы повышения квалификации, ее практико-ориентированную направленность, выразили удовлетворение содержанием и формами учебных занятий, позволяющими учесть профессиональный и индивидуальный опыт, благоприятным психологическим микроклиматом, а также уровнем преподавания.

Фотогалерея: