Минская область представила опыт в системе охраны детства
20.10.2018Ведущими круглого стола стали координатор программной деятельности по защите прав детей Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь Александр Каранкевич и начальник отдела социально-педагогической работы и охраны детства управления социальной, воспитательной и идеологической работы Министерства образования Республики Беларусь Маргарита Матвеенко. Мероприятие началось с приветственного слова заместителя Министра образования Республики Беларусь Виктора Якжика и представителя ЮНИСЕФ в нашей стране доктора Рашеда Мустафы Сарвара.
Участники обсуждали успешный опыт по вопросам, касающимся раннего выявления семейного неблагополучия, поддержки семей в кризисной ситуации с целью предупреждения отобрания ребенка и его институционализации на основе межведомственного взаимодействия, развитию института замещающей семьи, итогов межстрановой оценки результатов осуществления реформы всесторонней помощи детям в реализации права на проживание в семейном окружении, подготовки и повышения квалификации социально-педагогических кадров на основе семейно-ориентированного подхода и т. д.
Минскую область представили директор ГУО «Жодинский социально-педагогический центр» Людмила Музыченко и старший преподаватель кафедры психологии и управления, психолог высшей категории ГУО «Минский областной институт развития образования» (далее – МОИРО) Нина Кашкан.
Тема доклада старшего преподавателя кафедры МОИРО – «Повышение квалификации специалистов системы охраны детства на основе семейно-ориентированного подхода, подготовка приемных родителей и их сопровождение». В своем выступлении Нина Ивановна рассказала о категориях, с которыми проводится работа, межведомственном взаимодействии и алгоритме работы с приемными и замещающими семьями. По ее словам, в институте разработаны и регулярно обновляются программы повышения квалификации специалистов, исходя из требования времени и запросов как педагогов, так и приемных родителей. В журнале «Образование Минщины» публикуются материалы, помогающие педагогам и родителям найти наиболее оптимальные подходы к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказать им необходимую профессиональную поддержку.
К слову, Минский областной институт развития образования один из первых в республике начал активную деятельность по повышению квалификации приемных родителей – с 2000 года. Все это время здесь уделяется особое внимание формированию их психолого-педагогической компетентности. В среднем в институте ежегодно организовывают 2-4 подобных курсов по разным темам и проблемам. Все занятия носят практико-ориентированный характер и проходят в форме обсуждений, тренингов и дискуссий, что позволяет получить максимально высокий результат от проделанной работы.
«В связи с созданием в стране такой формы устройства детей на воспитание, как приемные семьи, возникла необходимость профессиональной подготовки и психолого-педагогического сопровождения, – отметила Нина Кашкан. – Благодаря курсам повышения квалификации родители приобретают не только теоретические знания, но и практические навыки и умения. Например, как создать благоприятную обстановку в доме, используя семейные ритуалы и традиции, как взаимодействовать с биологическими родителями, как правильно реагировать на то или иное поведение детей, как помочь ребенку пережить горе и многое другое».
На сегодня в центральном регионе – 45 домов семейного типа, в которых обрели заботливых и любящих родителей 300 детей. В 448 приемных семьях области нашли свой дом 756 ребят.
Пресс-секретарь управления образования
Минского облисполкома
Виктория Гомза
Фото Марии Некрашевич