ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» является учреждением специального образования, координирующим деятельность в сфере специального образования региона. Обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет коррекционно-педагогическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи и координирует оказание ранней комплексной помощи детям с ОПФР. ГУО «Минский областной ЦКРОиР» является участником экспериментального и инновационного проекта «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии лиц с ОПФР».
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляет также диагностическую деятельность, создает банк данных о детях с особенностями психофизического развития, координирует деятельность учреждений образования Минской области, обеспечивающих получение специального образования, осуществляет работу по созданию системы своевременного выявления детей, нуждающихся в специальном образовании и коррекционной помощи через взаимодействие с областными учреждениями системы Министерства труда и социальной защиты, организациями здравоохранения, в компетенцию которых входит оказание помощи детям с особенностями психофизического развития.
История:
1993 год – областная психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК);
1995 год – областной диагностико-реабилитационный центр;
2000 год – областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
2007 год – ГУО «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации».
Направления деятельности:
координация в сфере специального образования;
диагностическая работа (обследование детей с особенностями психофизического развития от 0 до 18 лет экспертной психолого-медико-педагогической комиссией);
методическая работа;
социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь;
информационно-аналитическая работа;
коррекционно-педагогическая работа.
Задачи:
выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь;
подготовка кадров учреждений дошкольного и общего среднего образования к работе в условиях инклюзивного образования;
совершенствование работы по оказанию помощи детям с аутистическими нарушениями;
совершенствование качества интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития.
Банк данных детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР) Минской области составляет 26378 детей, из них 2282 – дети-инвалиды.
Охват специальным образованием детей с ОПФР составляет 99,9%.
Система специального образования включает:
– 24 центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации,
– 3 специальные общеобразовательные школы-интерната:
для детей с нарушением слуха, в которой обучаются дети только II отд.,
(дети I отделения обучаются по месту жительства в классах интегрированного обучения и воспитания учреждений общего среднего образования),
для детей с нарушениями зрения,
для детей с тяжелыми нарушениями речи, в которой также обучаются дети с трудностями в обучении,
– 3 вспомогательные школы-интерната,
– 1 специальное учреждение дошкольного образования,
– 140 специальных групп в учреждениях дошкольного образования,
– 388 групп интегрированного обучения и воспитания
в учреждениях дошкольного образования,
– 1197 классов интегрированного обучения и воспитания
в учреждениях общего среднего образования,
– 328 пунктов коррекционно-педагогической помощи в учреждениях дошкольного образования,
– 356 пунктов коррекционно-педагогической помощи в учреждениях общего среднего образования,
– 178 учащихся с интеллектуальной недостаточностью получают профессионально-техническое образование в 9 учебных группах, в которых образовательный процесс организован только для лиц с особенностями психофизического развития, и 32 учебных группах, в которых образовательный процесс одновременно организован для лиц с особенностями психофизического развития и иных лиц.
В области функционирует 8 областных ресурсных центров специального образования и 55 опорных учреждений дошкольного и общего среднего образования, осуществляющих образовательную интеграцию обучающихся с ОПФР.
Диагностическая деятельность государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации осуществляется в соответствии со статьей 265 Кодекса Республики Беларусь об образовании и на основании главы 4 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 16 августа 2011г. № 233 «Об утверждении Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь».
Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования. Для проведения психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создается психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – комиссия).
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей с особенностями психофизического развития.
Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:
выписка из медицинских документов;
медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
педагогическая характеристика, представляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.
В результате психолого-медико-педагогического обследования членами комиссии составляется заключение ЦКРОиР, содержащее:
описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования.
На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательной программе специального образования.
Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами комиссии.
Предварительная запись на психолого-медико-педагогическую комиссию по телефону 8 (017) 330 26 27.
Состав психолого-медико-педагогической комиссии:
Председатель: Федорович Людмила Михайловна
Учителя-дефектологи:
Гвоздик Татьяна Викентьевна
Герасименко Жанна Владимировна
Диакевич Оксана Петровна
Дичковская Юлия Владимировна
Кононова Ирина Александровна
Педагог-психолог:
Ярошевич Ольга Владимировна
Государственное учреждение образования «Минский областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»
220033, г. Минск, Велосипедный переулок, 8
E-mail: ckroir_obl@yahoo.com
ФЕДОРОВИЧ Людмила Михайловна
Должность: директор
Телефон 8 (017) 330 26 32
СЫЧКОВА Наталья Леонидовна
Должность: заместитель директора по основной деятельности
Телефон 8 (017) 330 26 25
ГВОЗДИК Татьяна Викентьевна
Должность: заместитель директора по основной деятельности
Телефон 8 (017) 330 26 26
ДУДКО Ирина Александровна
Должность: юрисконсульт
Телефон 8 (017) 330 26 27
МАТЮШКОВА Наталья Николаевна
Должность: секретарь
Телефон 8 (017) 330 26 27
ЯРОШЕВИЧ Ольга Владимировна
Должность: педагог-психолог
Телефон 8 (017) 330 26 30
ГЕРАСИМЕНКО Жанна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Телефон 8 (017) 330 26 31
ДИАКЕВИЧ Оксана Петровн
Должность: учитель-дефектолог
Телефон 8 (017) 330 26 33
ДИЧКОВСКАЯ Юлия Владимировна
Должность: учитель-дефектолог, педагог социальный
Телефон 8 (017) 330 26 19
КОНОНОВА Ирина Александровна
Должность: учитель-дефектолог
Телефон 8 (017) 330 26 34