На территории Минской области функционируют 37 учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования, из них 24 колледжа находятся в подчинении главного управления по образованию Минского облисполкома, в которых осуществляется обучение по 32 специальностям и 77 квалификациям на уровне профессионально-технического образования и по 38 специальностям – на уровне среднего специального образования.
Все учреждения образования распределены на территории региона достаточно равномерно: учитывается концентрация населения в крупных, малых и средних городах, а также основные транспортные магистрали.
С учетом запросов рынка труда ежегодно пересматриваются структура и объемы подготовки кадров.
В 2022 году на уровне среднего специального образования увеличен прием по специальностям педагогического профиля («Начальное образование», «Дошкольное образование»); за счет средств бюджета возобновлена подготовка по специальности «Общественное питание» в дневной форме получения образования, «Конструирование и технология швейных изделий» в заочной форме получения образования; приостановлена – по специальностям «Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений», «Технология пищевых производств» в заочной форме получения образования.
На уровне профессионально-технического образования в дневной форме получения образования возобновлено обучение в 7 учреждениях образования по 19 квалификациям; приостановлен прием в 6 учреждениях образования по 13 квалификациям; в заочной форме получения образования открыто обучение по квалификациям «Облицовщик-плиточник», «Швея»; приостановлен прием по квалификации «Электросварщик ручной сварки».
В 2021/2022 учебном году подготовлено более 3,6 тыс. рабочих и специалистов, обеспечено стопроцентное распределение выпускников в соответствии с полученной квалификацией.
Доля выпускников в дневной форме получения образования с уровнем квалификации 4 разряд и выше составила 73,1 % (в 2020/2021 учебном году – 69,3 %).
Производственную практику в организациях и на предприятиях прошли 100 % учащихся, из них 68,2 % – на оплачиваемых местах (в 2020/2021 учебном году – 100 % и 67,9% соответственно).
В 7 центрах компетенций по сетевой форме прошли обучение 3143 учащихся (в том числе 136 учащихся из учреждений образования иного подчинения) и 92 педагога (в 2020/2021 учебном году – 2017 учащихся и 34 педагога); по образовательным программам дополнительного образования взрослых – 379 человек (в 2020/2021 учебном году – 441 человек), по образовательным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» – 99 учащихся X–XI классов учреждений общего среднего образования (2020/2021 учебный год – 36 учащихся), по образовательным программам допрофессиональной подготовки рабочих (служащих) – 156 учащихся VIII–IX классов учреждений общего среднего образования (2020/2021 учебный год – 31 учащийся); в трех учебных классах, созданных СООО «Хенкель Баутехник» под маркой бренда «Ceresit», – 384 учащихся, 32 педагога и 4 представителя базовой организации (2020/2021 учебный год – 256 учащихся, 24 педагога и 4 представителя базовой организации).
В учреждениях профессионального образования реализуются 25 инновационных и экспериментальных проектов (2020/2021 учебный год – 20 проектов).
В 2022 году по итогам республиканских и международных конкурсов профессионального мастерства учащиеся и педагоги получили 158 дипломов, 28 медалей (12 золотых, 4 серебряных, 12 бронзовых), 1 кубок.
Награждены медалями «За трудовые заслуги» Хамицевич Е.Н., директор УО «Солигорский государственный колледж», Ядченко Т.А., заведующий отделением УО «Слуцкий государственный колледж». Блахину Б.Б., директору УО «Слуцкий государственный колледж», объявлена Благодарность Премьер-Министра Республики Беларусь и Благодарность Руководителя Администрации Президента Республики Беларусь.
В 2023 году перед системой профессионального образования стоят серьезные задачи по созданию условий для повышения качества образования и подготовки кадров, совместной работы с заказчиками по определению структуры, объемов, содержания обучения; максимального приближения профессиональной подготовки к условиям и требованиям реального производства.