Об управлении

Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Образование области

Выпадающее меню Javascript DHTML . Издатель dhtml-menu-builder.com

Мероприятия

Важная информация

Законодательство

Интернет-ресурсы

FeedПодписаться

23 ноября 2012 года на факультете международных отношений БГУ в рамках совместного проекта ЕС – УВКБ ООН «Интеграция беженцев в Беларуси, Молдове и Украине» состоялся «круглый стол» по вопросам поликультурного образования с участием: представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН ) в Республике Беларусь Шоле Сафави, исполнительного директора международного общественного объединения по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие» Андрея Владимировича Селиванова, и.о. советника по программным вопросам представительства УВКБ ООН Александра Сергеевича Великороднова, ведущего специалиста Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь Натальи Леонидовны Борисовец, начальника управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь Натальи Константиновны Катович, заместителя директора по идеологической и воспитательной работе Центра дополнительного образования детей и молодёжи «Эврика» г. Минска Валентины Евгеньевны Мостовлянской.

 

В работе «круглого стола» активное участие также приняли специалисты отделов образования Минской области, курирующие воспитательную и идеологическую работу, методисты Минского областного института развития образования и Минского областного учебно-методического центра.

 

В приветственном слове представитель Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь Шоле Сафави отметила:

 

- Эмигранты и беженцы не должны рассматриваться в разрезе обузы обществу. Они такие же полноправные люди, как мы с вами, но в силу обстоятельств, вынуждены искать убежище в других государствах. Беларусь исторически известна своей толерантностью и терпимостью к другим народам. Выражаю уверенность: вы, специалисты образования, лучше других донесете идею толерантности до учащихся.

 

Исполнительный директор международного общественного объединения по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие» Андрей Селиванов высказал совершенно правильную мысль: активные игровые формы для передачи необходимой информации гораздо больше влияют на ребят, чем обычные лекции в форме урока. Расширению и углублению знаний о культуре межнациональных отношений содействуют такие мероприятия, как вечера вопросов и ответов, турниры политэрудитов, диспуты. Открытый диалог как метод общения позволяет высказывать свои мысли, учит реагировать на злободневные проблемы.

 

В первую очередь, именно от педагога, от его творческого подхода в организации поликультурного воспитания учащихся, зависит: сможет ли современный подросток преодолеть трудности поликультурного общения, избежать конфликта на этой почве, выйти из проблемной ситуации, сохраняя свое достоинство и не унижая достоинство другого?

 

В своем выступлении на тему: «Научно-методические основания организации поликультурного образования в школе» начальник управления воспитательной и идеологической работы Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь Наталья Катович подчеркнула, что в условиях глобализации, открытости границ и информационного пространства, притока в страну беженцев, наша республика не может быть изолирована от тех негативных процессов, которые происходят в мире. В этой связи проблема поликультурного образования приобретает актуальность как в научном плане, так и в практике организации работы учреждений образования.

 

Целью поликультурной педагогики является стремление создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.

 

На значимость поликультурного образования и воспитания личности особое внимание обращено в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, где отмечено: содержание воспитания основывается на общечеловеческих ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества, государства.

 

- Несомненно, мероприятия по поликультурному образованию и воспитанию должны носить системный характер как на общешкольном уровне, так и на уровне каждого класса, - считает Наталья Константиновна. - Для того чтобы поликультурное образование и воспитание осуществлялись на должном профессиональном уровне, необходимо регулярное повышение квалификации педагогических работников в данной сфере.

 

Формирование у учащихся умения жить в поликультурном мире будет содействовать формированию в обществе в целом позитивного отношения к представителям иных культур, носителям иных языков, приверженцам иных ценностей и ориентиров людей.

 

Поликультурное образование предполагает формирование толерантности по отношению к любой культуре, уважения к своему и другим этносам, положительного отношения к окружающим и доброжелательного отношения к миру.

 

Вот только мир поистине непредсказуем. У каждого из нас есть дом и близкие нам люди. В сознании – укоренившаяся мысль: так будет всегда. А войны, конфликты – это не про нас.

 

18 миллионов беженцев когда-то тоже так считали. Иные с мыслями о безупречном мире так и остались навсегда под завалами рухнувших зданий, колесами бронированной техники, сраженные автоматной очередью религиозных фанатиков…

 

Уроки двух мировых войн ничему не научили. В век мощнейших инновационных технологий мир по-прежнему лихорадит. Участились террористические акты, межэтнические конфликты. Насилие, чужая агрессия выгоняют людей из уютных домов и заставляют искать кров в других государствах.

 

Безусловно, никто по собственной воле не стремится стать беженцем. Быть беженцем – это не просто оказаться в чужой стране. Просто представьте: каково жить в изгнании и зависеть от других в обеспечении себя такими предметами первой необходимости, как продовольствие, одежда, жилье?

 

Среди беженцев есть врачи, юристы, учителя, фермеры. Беженцами были Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд. Ими были и такие знаменитые люди, как Марлен Дитрих, Рихард Вагнер, Виктор Гюго, Тадеуш Костюшка, Александр Солженицын.

 

Республика Беларусь – многонациональное государство. Мы всегда отличались миролюбием и гостеприимством. Может поэтому, здесь находят приют, понимание и поддержку сотни беженцев.

 

- В Беларуси создана эффективная юридическая защита беженцев, - рассказала участникам «круглого стола» ведущий специалист Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь Наталья Борисовец. – Наша страна присоединилась к Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев и к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, в мае 2001 года и, таким образом, взяла на себя обязательства по защите беженцев.

 

Успешно реализуется законодательство о беженцах, которое отвечает требованиям международных стандартов и признано международными экспертами лучшим на территории СНГ.

 

По состоянию на 15.07.2012 года в нашей стране состоит на учете в органах внутренних дел – 228229 иностранных граждан и лиц без гражданства. 854 иностранца имеют статус беженца.

 

В Минской области состоит на учете временно проживающих и временно пребывающих иностранцев – 48553 человек; на учете постоянно проживающих иностранцев – 25482; обратилось с ходатайствами о защите – 461; предоставлен статус беженца – 154.

 

Белорусским законодательством установлены гарантии защиты социальных и экономических прав беженцев практически наравне с правами граждан Республики Беларусь, за исключением воинской обязанности и избирательного права. Беженцы имеют право самостоятельного поселения, им предоставлен доступ к национальной системе образования и здравоохранения, возможности для трудоустройства, профессионального обучения и занятия предпринимательской деятельностью. Дети беженцев посещают детские дошкольные учреждения, учатся в школах.

 

- Естественно, мечта любого беженца – вернуться домой, когда там станет безопасно. Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев – это международная организация, которая не только обеспечивает защиту, но и помогает беженцам вернуться домой, - начал знакомить с деятельностью организации и.о. советника по программным вопросам представительства УВКБ ООН Александр Сергеевич Великороднов. – Созданная 14 декабря 1950 года резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН для защиты беженцев и поиска долгосрочных решений их проблем, независимая гуманитарная организация за свою деятельность дважды получала Нобелевскую Премию Мира.

 

Проект Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев и Европейского союза «Интеграция беженцев в Беларуси, Молдове и Украине» содействует улучшению условий местной интеграции беженцев в стране и является одним из примеров плодотворного международного сотрудничества.

 

Среди основных достижений Республики Беларусь в сфере интеграции беженцев – открытие социальных предприятий, где трудятся беженцы. Среди них: ООО «Мир комфорта» в г. Минске (где беженцы из Афганистана занимаются пошивом постельного белья), цех по производству лаваша в г. Гродно.

 

К сожалению, в настоящее время в обществе одну из сложностей для интеграции беженцев представляют стереотипы, что иностранцы, в том числе и беженцы – источник угрозы интересам государства и человека. Например, когда экономика претерпевает спад, иностранцев обвиняют в том, что они отнимают у коренного населения рабочие места. Растет преступность – виноваты беженцы.

 

А, между тем, беженцы хотят всего лишь безопасности и создания условий для того, чтобы вести нормальную человеческую жизнь. Благодаря своему трудолюбию, профессиональным навыкам, знаниям и опыту, беженцы вносят определенный вклад в экономику, обогащают культуру той страны, где нашли приют и понимание.

 

- Толерантность по отношению к особенностям различных народов, наций и религий – важная составляющая поликультурного воспитания, - резюмировал исполнительный директор международного общественного объединения по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие» Андрей Селиванов.

 

В своем игровом сценарии проведения «урока» поликультурного образования специалисты ГУО «Средняя школа № 3 г. Вилейки», курирующие воспитательную и идеологическую работу, использовали видеоролик: «Спешите делать добро и оно к вам вернется».

 

Именно этот 5-минутный сюжет навел на мысль: в жизни нет стоп-крана. И, если сегодня начать терпимее, с состраданием относиться к нуждающимся – завтра мир заиграет новыми яркими красками.

 

В книгу «Мы разные – мы равные», подготовленной Международным общественным объединением по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам «Развитие» и Центром творчества детей и молодёжи «Эврика» при финансовой поддержке Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, изданной в 2011 году, вошли лучшие произведения конкурса детских работ по проблемам беженцев.

 

Полностью согласна с авторскими строками Юрия Деркача из деревни Чернова Червенского района:

 

Давайте помогать друг другу, люди,

Ведь беженцы такие же, как мы.

Чуть-чуть добрее просто в мире будем,

Никто не знает, что ждать от судьбы.


Категории: Новости  
Метки: